Проект реконструкции "Усть-Лужского рыбокомбината": почему, зачем и как?

23 июня в Усть-Луге прошли общественные слушания по проекту планировки и межевания территории левобережной части морского района Морского порта Усть-Луга («Восточный берег» писал об этом в номере от 27 июня). Сегодня мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Поликомплекс» Артемом Александровичем Богославским о планируемом к реализации Проекте, планах и перспективах его развития.

Артем Александрович, как Вы оцениваете прошедшие слушания?

Общественные слушания по проекту планировки и межеванию территории должны были пройти, и они прошли.

В рамках прошедшей встречи с жителями Усть-Луги мы пообщались с теми, кто здесь живет, наладили обратную связь, получили массу актуальных вопросов, в том числе и очень острых, которые волнуют местное население. Многие из них, действительно, помогут нам скорректировать Проект таким образом, чтобы он полностью устраивал все стороны.

Для информирования жителей Усть-Луги о проекте «Поликомплекс» и организации именно эффективного диалога мы планируем открыть Общественную приемную «Поликомплекса», где каждый действительно заинтересованный в судьбе своего Поселения житель сможет получить исчерпывающую информацию о Проекте и оставить свое обращение.


Расскажите, пожалуйста, сейчас, в спокойной обстановке, про проект «Поликомплекс»: что, зачем и как? Возможно, многие жители сегодня в первый раз услышат Вашу точку зрения.

Проект «Поликомплекс» - это проект возрождения крупнейшего в прошлом промышленного предприятия Кингисеппского района - Усть-Лужского рыбокомбината – с созданием на его базе современного продовольственного портово-производственного кластера с сопутствующей инженерной и социальной инфраструктурой. Звучит, возможно, сложновато, но при детальном рассмотрении – очень понятно. Кластер включает в себя комплексы по рыборазведению и рыбопереработке, а также по переработке сои и перегрузке зерновых и скоропортящихся продуктов.

Проект основан на следующей предпосылке: территория Усть- Лужского рыбокомбината расположена в устье реки Луга, на берегу моря, и ей исторически предопределено (еще Петром Первым) стать перевалочным пунктом между морскими глубоководными акваториями и внутри российскими транспортными артериями. Мы пошли чуть дальше, изучив исторический и мировой опыт развития подобных территорий, разработали комплексный проект, включающий в себя, кроме портовых терминалов, и ряд современных перерабатывающих предприятий, обеспечиваемых сырьем от проходящих через порт продовольственных грузопотоков.

Россия – страна-экспортер зерна и её роль в мировой торговле зерновыми будет только усиливаться; отечественное птице- и свиноводство могут конкурировать с импортом мяса (а в условиях вхождения в ВТО это становится особенно актуальным) только в случае внедрения передовых технологий кормления, основанных на использовании высокобелковых кормов, в первую очередь - соевого шрота.
Соя в России по климатическим условиям выращивается ограниченно. Основные производители и экспортёры этой сельхозкультуры - страны Центральной и Южной Америк, а также США. А традиционные для России зерновые – пшеница, рожь – являются дефицитными в Бразилии и странах Западной Африки. В рамках проекта «Поликомплекс» организуется двусторонний поток продовольственных грузов: из Южной Америки будут осуществляться поставки сои, в обратную сторону – в том числе и в рамках межправительственных соглашений - отечественных зерновых (пшеницы в первую очередь) из центральной России и Поволжья / Урала. Таким образом, в Усть-Луге «прорубается» новое эффективное экспортно-импортное окно для всех сельхоз производителей России

Здесь же, в непосредственном примыкании к зерновому порту, организуется переработка сои в соевый шрот: это пищевое производство с невысоким (3-м из пяти) классом опасности. Потенциальными потребителями соевого шрота являются крупные агрохолдинги и комбикормовые производства. Соевое масло, также производимое на территории «Поликомплекса», экспортируется в Европу, а также перерабатывается в кулинарные жиры для продажи внутри Российской Федерации.

Возрождение традиционной для «Усть-Лужского рыбокомбината» деятельности (рыбопереработка, включающая в т.ч. и современный комплекс воспроизводства малька) невозможно без компонентов корма, получаемых от переработки соевых бобов. Выращиваться будут породы актуальных для российского и европейского рынка «белой» рыбы, в основном судака. Основа рыбопереработки в рамках Проекта – производство замороженного филе. Рефрижераторный терминал необходим для организации хранения и обработки как продукции рыбокомбината, так и следующих транзитом продовольственных грузов. Это общее описание концепции Проекта, за которой стоит огромная работа по изучению мирового продовольственного рынка, его конъюнктуры, консультациями министерствами и ведомствами, включениями Проекта в федеральные программы и т.д.

То есть можно говорить о том, что Россия сегодня располагает зерном не только для обеспечения внутреннего рынка?

Россия – ежегодно наращивающий объемы экспорта один из ведущих игроков на мировом рынке зерна! Давайте посмотрим на официальную статистику. В 2011 году в России собрано 94,2 млн. т зерновых, с 01 июля 2011 года по 16 мая 2012 года экспорт зерна составил 25,1 млн. тн. (в неурожайном 2010 году объем экспорта был 20,6 млн. тонн). Эмбарго на экспорт отменено в июле 2011 года, спрос на мировом рынке растет в среднем на 10% в год, причем преимущественно на пшеницу, которая выступает основным экспортным товаром России при сокращении мировых посевных площадей: все двери для экспорта зерна открыты! И Европа, и так называемые страны «пояса голода» (Западная и Юго-Западная Африка) по всем прогнозам будут наращивать потребление пшеницы (не от хорошей жизни, конечно).

Зерновой потенциал России далеко не исчерпан: «Программой развития экспортной инфраструктуры» Министерства сельского хозяйства предусмотрено увеличение объема экспорта до 40 млн. тонн к 2020 году. Пропускная способность железных дорог России и портовой инфраструктуры внутри страны не позволят обеспечить стабильный экспорт более 16-18 млн. тонн через южные (Новороссийск, порты Черного и Азовского морей) и дальневосточные порты. России уже сейчас сложно вывести все направляемое на экспорт зерно!

Без строительства северных зерновых портов государственная зерновая программа, к сожалению, нереализуема. Также стоит учитывать географическую направленность портов: через южные порты пшеница вывозится в Северную Африку и Южную Европу, порты СЗФО идеальны для вывоза зерна в страны «пояса голода», Центральную и Латинскую Америки, в Европу в целом. Площадка в Усть-Луге по проведенному анализу совершенно объективно – лучшее место для размещения зернового порта в СЗФО.

«Базовый прогноз» мирового объема экспорта к 2020 году составляет не менее 157 млн. тонн. (по оптимистичным оценкам – 175-180 млн. тонн). Т.е. если мы хотим сохранить ведущие позиции на мировом рынке зерна, обеспечив около четверти всех мировых поставок, - сегодня нужно срочно строить портовую инфраструктуру.

Думаю, не стоит говорить о том, что доходы от экспорта зерновых значимая доходная часть российского бюджета: это очевидно.


Артем Александрович, почему площадкой для реализации Проекта выбран Левый берег р. Луга?

На это есть несколько причин. Перед тем, как остановиться на «левом берегу», мы провели отдельное большое исследование, целью которого был выбор площадки, оптимально подходящей под требования проекта. Мы с самого начала понимали, что ошибки в этом вопросе быть не может, так как только правильная логистика сможет обеспечить успешное функционирование проекта на многие десятилетия вперед. Мы рассмотрели и оценили по 24 показателям около 10 потенциальных площадок (включая территории МТП Усть- Луга, порты Бронка и Приморск). В итоге были получены рекомендации по размещению в речном районе МТП «Усть-Луга» или в порту Силламяэ. Порт Силламяэ – неплохой вариант (там исторически чуть лучше ситуация с ледовой обстановкой), но это территория Эстонии со всеми сложностями, связанными с пересечением государственных границ. Поэтому выбор очевиден.

ЗАО «Поликомплекс» с 2007 года является собственником Усть-Лужского Рыбокомбината. Это предприятие было выкуплено у прежних владельцев с внушительными долгами перед несколькими крупными банками и находящемся в плачевном состоянии производственном комплексе (в состоянии банкротства). «Поликомплексом» были полностью погашены все долги, прекращена процедура банкротства. При этом на балансе и содержании по сегодняшний день остаются физкультурно-оздоровительный комплекс, очистные сооружения, другие объекты социальной инфраструктуры. Не скрываем, что у нас была актив в виде земли УЛРК и мы искали ему эффективное применение, которое нашли: так в этом и состоит суть бизнеса.

А у «Поликомплекса» получится?

У меня есть все основания полагать, что получится. Не потому, что я этим занимаюсь и это «мой» проект. На это есть объективные причины: он экономически обоснован, нужен государству, подкреплен ресурсами, им занимаются люди, имеющие опыт «большого бизнеса». «Просто так» проект в перечень приоритетных национальных не включают (а «Поликомплекс» включен) и министерства под ним не подписываются: значит это действительно нужно и важно. Опыт и необходимые инструменты для реализации подобного проекта в нашей компании есть.


Почему концепция реконструкции Рыбокомбината предусматривает создание на его базе именно промышленного производства, а не, к примеру, рекреационного объекта?

Очень интересный вопрос, который в последнее время звучит все чаще и чаще (улыбается). Начнем с того, что Усть-Лужский рыбокомбинат – это промышленный объект и промышленная территория.
Мы принимали решения о варианте развития площадки, исходя из соображений экономической эффективности. Левый берег Луги «создан» для порта и со времен Петра I таковым был. Для создания рекреации нужны и предпосылки территории, и платёжеспособный спрос: на площадке рыбокомбината мы не видим ни того, ни другого. Как, впрочем, и для развития данной территории только как рыбоперерабатывающего предприятия (необходимого потока рыбы, вылавливаемой в Финском заливе, в ближайшие годы не предвидится): «работать» будет только комплексный объект. А вот по мере развития он сможет создать полноценный спрос и на рекреационные услуги.

Рыбокомбинат как крупное промышленное предприятие «тащил» на себе весь поселок Усть-Луга: строил, содержал, развивал. С его упадком жизнь в Поселке изменилась… Возрождая Комбинат (а мы относимся к проекту «Поликомплекс» именно как к возрождению Усть-Лужского Рыбокомбината в новой, современной концепции) мы создаем предпосылки для возрождения поселка Усть-Луга как сильного и крепкого муниципального образования. И это мотив для населения Усть-Луги содействовать реализации Проекта: будет работающее предприятие - будут налоги, будет поддержка социальной и инженерной инфраструктуры в рамках социального партнерства с Администрацией, будут рабочие места не только на основном производстве, но и в сопутствующих сферах – услугах, сервисе и той же рекреации.

При этом мы не исключаем, а, наоборот, способствуем формированию рекреационной зоны на той территории, где ее создание имеет обоснование – в Кургальском заказнике и граничащих с ним территориях. Думаю, не стоит говорить о том, что сам проект «Поликомплекс» вреда окружающей среде не принесет и все разговоры вокруг этой темы кроме как «популистскими» не назовешь: продовольственные предприятия, заложенные в Проект, не являются опасными, иначе в соответствии с действующим законодательством нам их просто не дадут построить надзорные органы. 3-й класс опасности из 5-ти – это не больше, чем было на Рыбокомбинате всегда, а с учетом использования современных технологий реальная «опасность» будет намного меньше, чем у старого «Рыбокомбината» с его холодильниками на аммиаке и «Промтраком» с добычей и перевалкой железно-марганцевых конкреций. Переработка сои рядом с жилыми районами существует во многих странах, да и в России уже есть подобные производства: «ужасов» в этом производстве нет.

Внешние подъездные пути к проекту – это объездная автомобильная дорога и железнодорожный путь с переходом через р. Луга. Есть мнение, что строительство железной дороги приведет к развитию зоны сплошной промышленной застройки в Левобережье. Как Вы оцениваете этот сценарий?

Я очень уважаю Ивана Григорьевича Волченко (прим.: в прошлом – генеральный директор Рыбокомбината), высказавшего это предположение на общественных слушаниях по проекту планировки. Возможно, в его время ситуация с привлечением инвесторов была именно такой, как он описывает: на площадку УЛРК без железнодорожных путей невозможно было привлечь инвестора. Но ситуация с тех пор изменилась: появился Большой Порт «Усть-Луга» как крупнейший в стране порт со всей инженерной и транспортной инфраструктурой (именно её наличие - главное условие при создании крупных промышленных или логистических предприятий). Участков для строительства терминалов и промышленных производств в Большом порту более чем достаточно, грузооборот пока существенно ниже расчётного. Однако избытка инвесторов, желающих построить предприятие, не наблюдается. И это абсолютно логичная ситуация: тяжело и хлопотно заниматься производством и транспортом. И ситуация такова, что власти регионов ведут борьбу за инвесторов, решивших вложить деньги и ресурсы в территорию: это доходы и благополучие населения. Поэтому говорить о том, что Левобережье станет промышленной зоной, как только в нем появится железная дорога – преувеличение. Кроме того, планируемая железнодорожная ветка - это пути необщего пользования, т.е. указанной ЖД-веткой никто, кроме "Поликомплекса", пользоваться не будет. Построено будет современное бесшовное железнодорожное полотно, установлены защитные шумоподавляющие экраны. Все эти мероприятия, в совокупности с пониженной скоростью движения поездов, обеспечат характеристики по шуму не выше фоновых показателей.

Могу предположить, что наличие производства высокоэффективных комбикормов в «Поликомплексе» повлечет за собой развитие животноводства и птицеводства в непосредственной близости от Усть-Луги. Также логичным будет возрождение практики держания домашнего скота. Против этого спорить не буду. Но разве это плохо?

Будет ли Проект рентабелен без железной дороги?

Ответ на этот вопрос я бы разделил на 2 части. Экономически проект будет рентабелен и без железной дороги: при этом до 8-10 лет увеличится период его окупаемости (что нормально для инфраструктурных проектов). И, если бы только экономические факторы принимались в расчет при проектировании «Поликомплекса», его можно было сделать и без железной дороги. Но есть еще и вопросы стратегии: зачем изначально закладывать в Проект не самые лучшие характеристики, тем самым ограничивая его пропускную способность и заведомо ограничивая его развитие? Следуя этой логике, можно все зерно и готовую продукцию в рамках Проекта на подводах вывозить или нанять грузчиков, чтобы они на руках все вынесли…. Но мы же все-таки в современном мире живем, где основу транспортной сети составляют морской, автомобильный и железнодорожный транспорт, а не гужевые повозки…. Тем более, что железнодорожные подходы уже построены в рамках строительства Большого порта «Усть-Луга».

На слушаниях Вам не дали более подробно ответить на вопросы о метаноле. Почему все- таки в томе по ОВОС проекта присутствует раздел производства биодизельного топлива, для которого необходим древесный спирт или как его еще называют метанол?
Я уже говорил и сейчас повторяю: проект «Поликомплекс» не будет содержать в себе производство биодизельного топлива с метанолом. Этот производственный комплекс был исключен из проектных решений еще полгода назад по причине невостребованности в России возобновляемых источников энергии.
На публичные слушания по проекту планировки и межевания территории мы не обязаны были предоставлять информацию по оценке воздействия на окружающую среду: эта работа делается на следующих этапах проектирования. Однако предварительная оценка, сделанная нами еще в 2011 году (до исключения из Проекта комплекса биодизельного топлива), у нас есть, и она была передана Администрации «Усть-Лужское сельское поселение» в качестве предварительных рабочих материалов с комментариями «не смотрите на биодизель, его не будет». Предварительный ОВОС свидетельствует о совместимости проекта «Поликомплекс» с Усть-Лугой и окружающей территорией. То, что госпожа Гуреева-Дорошенко, проникнув в кабинеты сотрудников Администрации Усть-Луги, сфотографировала отдельные страницы предварительного ОВОС, бравируя на слушаниях своими «находками» - не более чем «шпионские игры» псевдоэколога.

Артем Александрович, какие ваши дальнейшие планы по реализации Проекта?

Планы не изменились – мы продолжаем двигаться в соответствии с графиком. Общественные слушания прошли не совсем так, как мы ожидали, но мы даже благодарны «возмущенной общественности» за активность. Во-первых, потенциально проблемные точки проекта проявились раньше, а это всегда дешевле для Инвестора. Во-вторых, есть понимание основных аспектов, более глубокая проработка которых должна быть сделана на последующих этапах проектирования.


Газета "Восточный берег", №31 (954), 1-7 августа, 2012 г.